marfinca

Categories:

читали мы Плевако с Соломоном, к нам надо тоньше, тоньше подходить.


 Хочу привести исторический  анекдот, который, по моему мнению, может быть полезен изучающим историю становления культуры  стёба и глума в средствах массовой информации. Одним из таковых средств являлось  ежемесячное историческое издание «Русская старина». Меня очаровала доверчивость Александра Петровича Пятковского,  полностью опубликовавшего документ, в котором анекдот описан:
 

Хоть Пятковский оставил по себе неприятное впечатление, чуть не рехнулся от юдофобства, антисемитизм все же не следует напрямую из глупости.
Хоть Пятковский оставил по себе неприятное впечатление, чуть не рехнулся от юдофобства, антисемитизм все же не следует напрямую из глупости.

Привожу публикацию с лакунами, поскольку выпущенное либо разжевывает историю до состояния детского пюре, либо являет собой хрестоматийный текст.

  В «Русской Старине»за прошлый год (т.8, стр.994-997) напечатана выписка из дела, возникшего в Пермской Межевой Конторе по поводу «Горя от ума», - причём заявлено сомнение о подлинности этого дела, и редакция просит читателей разъяснить происхождение и степень достоверности этого любопытного документа.

   С моей стороны, я могу сообщить, что полный список этого дела (в напечатанной «Р.С.» копии недостаёт начала - с указанием года, месяца и числа происшествия, а также в конце не выставлены подписи членов присутствия со скрепою секретаря и подписью прокурора) сообщен был мне, помнится, в 1862 г., - кн. Влад. Фед. Одоевским, который нисколько не сомневался в его подлинности и получил его с ручательством за точность списка. Сама ветхость бумаги и почерк руки на ней свидетельствуют, что эта копия снята очень давно, и кн. Одоевский, вероятно, успел познакомить с нею многих своих приятелей прежде, чем уступил ее в мое окончательное владение. (...)

А.П.Пятковский. (Издатель журнала «Наблюдатель» (1882-1904) - А.Р.)

 1831 года, сентября 27-го дня Пермской Межевой Конторы в журнал записано:

   «Сего числа прикомандированный к присутствию за третьего члена старший землемер Мельников обьявил, что он вчерашнего числа пополудни, в половине второго часа, выходя из присутствия сей конторы, встретивши в сенях землемера Иванова, (...) и лично зашёл обще с землемером Ивановым в чертежную, и, подошедши к столу директорскому, усмотрел на столе лежащие на двух листах написанные собственно землемера Кудрявцева рукой какие-то стихи; но как по содержанию их можно почесть даже и за пасквиль, а если и не таковыми, то по крайней мере сии партикулярные бесполезные бумаги при должности писать или их в присутственном месте оставлять законами воспрещено. Вследствие оного означенные бумаги (...) я просил взять как поступок землемера Кудрявцева, равно и смысл сочиненных им стихов, в рассмотрение, ибо они, по мнению его, в законопротивном духе писаны на некоторые государственные заведения, и составляют упрёк Педагогическому институту. Из листов же, взятых им, Мельниковым, в чертежной на директорском столе, писанных рукою Кудрявцева видно:

(следуют стихи — А.Р.)

  Приказали предписать землемеру Кудрявцеву и велеть подать в сию контору, не продолжая более одного дня, объяснение: 1) В каком-то смысле определяет он, будто бы учение есть чума и причина, что « нынче пуще, чем когда,  безумных развелось людей, и дел, и мнений», и из каких именно событиев, дел и мнений он это заключает. 2) Почему он себе дозволил, вопреки мудрому распоряжению правительства и всех здравомыслящих людей уверять, что, якобы, « и впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев», ибо всеми благонамеренными людьми утверждено, что они есть рассадники образования, ума и нравственности, как и ланкарточное (!) обучение, благодетельное занятие упражняющихся в географии и прочих теоретических науках, служащих к счастью благоучрежденного государства. 3) Кто его уверил, или с какого поводу он дерзнул написать, что в Педагогическом С.-Петербургском Институте «упражняются в расколах и безверии профессора», и говорить это тогда, когда не безызвестно ему, что в Педагогическом Институте воспитывались начальники его: первый член Прутковский и второй - Корбелецкий, и какую он родню указывает, что будто бы вышел из оного, может быть подмастерьем в аптеках; ибо в оный институт поступают только для окончания высших наук, и, следовательно, таковым его выражением на чьё лицо делает пасквильное порицание. 4) В сём смысле наводит сомнение и дальнейшее его описание, чего ради обязан он неоспоримыми объяснить доводами: а) где и как дошла до него всеобщая молва о таком всеобщем разрушении учебных заведений, как он пишет, « что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; там будут лишь учить по-нашему: раз, два», «а книги сохранят так, для больших оказий». При том объяснить, какой в себе заключает смысл выражение: «по нашему: раз, два»; какое он разумеет зло, для пресечения коего потребно: «забрать все книги бы, да сжечь». в) С каким намерением он вложил в уста наречённого им Загорецкого, что если б: «был цензором назначен он, на басни бы налёг», будто бы «басни смерть его», ибо якобы «насмешки вечные над львами, над орлами, как что ни говори, они, хоть и животные, а все-таки цари», - и прочее, изражаемое через посредницу его, наименованную им Хлёстову. с) Чем он руководствовался при должности писать стихи, что доказывается тем, ибо они еще не окончены, и для чего он все сочинение оставил при должности, не с тем ли намерением, дабы внушить прочим его сослуживцам.»

(Подлинная статья, за подписанием г.г. присутствующих: первого члена, коллежского советника и кавалера Прутковского; прикомандированных к присутствиюстарших землемеров, титулярных советников Козлова и Мельникова; заскрепою в должности секретаря-протоколиста Силенского. Под тою же статьею правящим должность прокурора, г. третьим членом, титулярным советником Азбукиным написано так: читал 2-го октября 1831 г.)

Русская старина, т.9 (1874г.), стр.200

 

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.