marfinca (marfinca) wrote,
marfinca
marfinca

Categories:

ЁКАИ В ЯПОНСКОЙ МИФОЛОГИИ (продолжение)

Баку




Странные создания Баку тоже являются сборной солянкой из большого количества разных существ, однако важно знать только, что у них слоновья голова. Кстати, сейчас считается, что Баку в целом походят больше на простых тапиров, нежели чем на химер. Что удивительно, описаны как робкие существа, однако робость не мешает им питаться снами людей. Однако в основном они считаются хорошими духами, практически святыми, даже в какой-то степени стоящими на страже человечества. Имя и образ  Баку сами по себе являются талисманами, приносящими удачу. Хорошее здоровье и удача сопутствуют Баку, куда бы те не шли, а злые ёкаи боятся их, разбегаясь от них прочь. Кандзи их имени часто вышивали на подушках в древности с целью отпугнуть ночные кошмары. Изображения Баку (а это большое исключение, так делали только с Шиша и Инугами) нередко вытачивают на опоре потолка храма, или украшают ими колонны. В синтоистской легенде о сотворении мира Баку возникли из остатков материала, ушедшего на Все Творение, когда Изанаги и Изанами (кажется) заканчивали свою работу. Считается, что именно по этой причине Баку так несуразно выглядит – что осталось…



Бакенеко



В переводе «кот-монстр» или «перевоплощающийся кот», Бакенеко – ёкаи, смахивающие на простых кошек (вообще слово «бакенеко» издревле было самым обобщенным синонимом слову «монстр», «призрак»). Они поначалу ими и являются, точнее, они начинают как обыкновенные коты. В процессе превращения котики встают на задние лапы, с появлением у них магических сил они увеличиваются в размерах до людей, учатся человеческому языку, и, совершенно верно, приобретают способность превращаться в людей. По легенде самый любимый обьект для подражания Бакенеко – его собственный хозяин. Их хозяева делают их настолько счастливыми, что котики нередко кладут себе на головы платочки и начинают танцевать. :з В другие способности Бакенеко входят вызывание огненных шаров, поджигание всего вокруг кончиком хвоста, убийство прошлых хозяев, которые обращались с ними плохо. з: Также считается, что иногда Бакенеко с возрастом превращаются в Некомата, их злых собратьев, которые лучше говорят по-человечьи, пользуясь этим, чтобы сеять в человеческом обществе хаос. Это является их любимым занятием, помимо разжигания пожаров и захвата людей в рабство. Некомата живут в горах, охотятся в стаях, по виду напоминают больших кошек вроде пумы; часто убивают людей за нарушение границы их территории. Убийство любой кошки в принципе считалось верным способом накликать на себя и все будущие семь поколений своей семьи тяжелое проклятье. В легендах Бакенеко часто появляются в виде проститутки с кошачьей головой, или же отбрасывающей кошачью тень.



Онрё




Онрё являются японской репрезентацией распространенного мотива жизни души после смерти тела, хотя эти призраки не просто уныло воют, звеня цепями в твоем подвале. В отличие от простых призраков (или «юрей»), Онрё получаются из тех людей, кто на момент смерти был охвачен сильными негативными эмоциями – ненавистью, яростью, завистью, ет сетера. Из-за этого их душа не смогла найти упокоение по ту сторону, и они навеки обречены скитаться в мире людей, превращенные в духов мщения, которые ищут расправы надо всем, что встречают на своем пути. Онрё предстают перед жертвами в том виде, в котором они умерли, а так как их смерть почти всегда носила насильственный характер, это зачастую калеки с переломанными конечностями, жертвы войны с гнойными ранами или отрубленными частями тела, что сразу предупреждает, что встреча не будет приятной. Мотив у Онрё всегда один – месть. Они достаточно сильны чтобы убить любого, кто встанет у них на пути, однако предпочитают дать обьекту своей ненависти прожить долгую, полную мучений, жизнь. Проклятие, которое они накладывают на живых, легко передается другим людям через прикосновение, а иногда даже просто оттого, что человеку не посчастливилось наблюдать самого призрака в действии. В распоряжении этих духов арсенал из эпидемий различных заболеваний, ураганов, засух, голода, пожаров и землетрясений. Некоторые Онрё вообще не заботятся тем, на кого падет их гнев – они просто хотят разрушать, нанося такую же боль окружающим, какая при жизни была нанесена им. В отличие от всех прочих разновидностей призраков, проклятие Онрё продолжает лежать на месте или обьекте долгое время после акта экзорцизма, который, кстати, совершить над ними особенно сложно. Существует особенно извращенная разновидность Онрё – духи, рожденные ненормально сильной и страстной любовью к человеку. Такие Онрё преследуют предмет своей любви, проклиная всех его последующих пассий, браки, даже их будущих детей, в конце концов приводя к разрушению жизни человека, которого они любят. По сей день Онрё являются одним из самых страшных образов в мифологии Японии. (См. легенду об Ойве, Призраке из Йотсуи, но аккуратнее, так как сама история считается достаточно проклятой, как, например, Макбет у Шекспира).




Инугами




Инугами, что в переводе означает «собака-бог», являются не столько ёкаями, сколько шикигами (фамильяры), как те, что прислуживают ведьмам в западной традиции. Чаще всего их можно найти в больших городах или деревнях, на службе у богатых индивидуумов и их семей, главным образом в Кюсю, Шикоку, и прочих западных частях Японии. Инугами – оборотни, в том плане, что на людях они выглядят как обыкновенные собаки, однако их истинная форма напоминает разложившуюся, мумифицированную собачью голову, одетую в церемониальные одежды. Для этой истинной формы у хозяина Инугами должен иметься потаенный алтарь где-то в доме, чтобы прятать собаку подальше от чужих глаз. Как и прочих шикигами, инугами должны призывать в мир на службу своему хозяину через особые церемониями онмёдзи – практиканты такой «««черной магии»»» . (терпеть ненавижу когда люди называют мифологические элементы словами из какой-нибудь рпг, да и нормальные термины вроде «элементаль» звучат теперь очень пошло). Инугами подвластны одному хозяину или одной семье, и в подавляющем большинстве случаев останутся верными им на очень долгие годы, так как право хозяйства может быть закреплено за последующими поколениями в ходе передачи от родителей к детям как семейная реликвия. Семья, в которой состоят обладатели Инугами, называется Инугами-моти, и в каждой такой семье дух собаки должен считаться полноправным членом; распространено также мнение, что в семье Инугами-моти собственный Инугами должен быть у каждого ее члена. Несмотря на статус полноправного члена семьи, из-за экстремально плохого обращения Инугами в полном праве положить на хозяина болт, а известны и случаи, когда они загрызли своих хозяев насмерть. Но в основном Инугами в семье – символ высокого статуса и богатства. В способности Инугами входит переселение в тело другого человека (чаще всего через уши) по команде хозяина с целью принести ему всяческую неудачу, заставить его довести себе до критического состояния. Одержимость проявлялась в заболеваниях внутренних органов, боли в конечностях, чувстве сильной зависти, внезапном собачьем лае, появлении отметин, похожих на следы клыков и когтей на теле потерпевшего. Инугами может творить подобное как с людьми, так и с животными и даже неживыми обьектами, а изгнание Инугами из человека – долгая, сложная, и, главное, очень дорогая процедура. Практика такой «««магии»»» всегда была запрещенной, что не мешало, впрочем, богатым представителям верхних сословий пользоваться помощью шикигами для устранения врагов и конкуренции. Пойманных с поличным могли выдворить из дому и обречь на скитания за пределами цивилизации до конца его дней.


Кицунэ





  Лисы являются одним из самых проминентных символов в японской мифологии. Новорожденные Кицунэ поначалу напоминают обыкновенных лисят; свои магические силы (и облик) они приобретают со временем, а их миловидность делает их одним из наиболее любимых образов японского фольклора. Но в отличие от обыкновенной лисы Кицунэ способна прожить как минимум несколько сотен лет, каждую новую сотню обзаводясь новым хвостом (отсюда популярный особенно в аниме мотив – девятихвостый лис) (кстати с появлением девятого хвоста Кицунэ официально становится мудрой Кьюби («9 хвостов») и ее шерсть приобретает золотой оттенок). Ближе к своему сотому дню рождения Кицунэ также получают способность принимать человеческий облик, однако их камуфляж не идеален, и внимательный наблюдатель может иногда заметить, что у его собеседника, о чудо, за спиной виляет пушистый хвост. (Подчас формы, которые Кицунэ выбирают для перевоплощения, подобраны ими тщательно для того, чтобы снискать наибольшее расположение и уважение). Кицунэ делятся на большое количество подвидов, но для простоты их можно в общих чертах разделить на тех, кому покровительствует благосклонное богиня плодородия  Инари, и злосчастных лис-анархистов, нередко приносящих беды людям. Одна из отличительных особенностей Кицунэ, позволяющая понять, что перед тобой не просто обыкновенная лисица – хоси-но-тама, прекрасный округлый самоцвет, всегда находящийся при духе, как правило, в виде ожерелья на шее, или во рту; в хоси-но-тама заключена душа самого Кицунэ, и без этого артефакта ему никак не выжить. Кицунэ также являются одними из немногих духов вхожих в человеческое общество, и известны тем, что могут в человеческом обличье искать романтических похождений в компании простых смертных – Кицунэ часто становятся хорошими женами. Однако если же они первыми совращают мужчин, то часто наутро те находят себя в затруднительном положении, например, обворованными, брошенными без одежды на распутье, где над ними может посмеяться всякий прохожий.

Магическая сила Кицунэ ограничена разве что только их собственным воображением, то есть Кицунэ с хорошей фантазией может творить чудеса: возводить прекрасные дворцы и замки на пустырях, заставлять горы золота и серебра появляться из воздуха. Однако их магии частенько приходит свой срок, заставляя все, что они сделали, рассыпаться как прах с наступлением очередного утра. Своим появлением в японской мифологии, как и множество других ёкаев, Кицунэ обязаны Китаю, где любой, встретивший на своем пути это в китайской традиции почти божественное существо, будет отмечен судьбой и чуть ли не помазан на царство. Кицунэ принято делать подношения из жареного тофу.


Дзёрогумо


Дзёрогумо (кандзи их имени означает «опутывающая невеста») также называют японской суккубой по вполне понятной причине – они завлекают молодых, красивых, ищущих любви мужчин и различными способами обрекают их на верную смерть. Описанные как ёкаи с головой и верхней частью туловища прекрасной девушки, но с паучьим торсом и лапками внизу, они живут как в городах, так и на природе, часто обустраивая свое логово в заброшенных домах или просторных пещерах (не водятся они только на Хоккайдо), или даже в жилищах из груд костей собственных жертв. С рождением не превышающие трех сантиметров в размере, они растут, питаясь в основном плотью молодых юношей. Они проживают первые 400 лет своей жизни в одиночестве, но достигая зрелости превращаются в хитрых, лживых, хладнокровных демонов поразительной красоты, со складом ума, заточенным под холодный расчет. Они не видят в людях ничего, кроме пищи, и вообще к ним крайне неблагосклонны. Когда Дзёрогумо встречает подходящего ей человека, она может пригласить его к себе домой, и больше его никогда не увидят. В гостях она может попросить молодого человека подержать ее младенца, и когда тот понимает, что вместо ребенка держит тысячу паучьих яиц, завернутых в пеленку, яйца эти прорываются, и паучата поглощают гостя живьем. Дзёрогумо плетут у входа в свое жилище огромные паутины, крепкие, как стальные канаты, способные удержать огромное количество мужчин в своих сетях. Они также обладают сильным ядом, который ослабляет жертву день за днем, пока наконец в ней не останется сил для сопротивления – затем наступает долгая, мучительная смерть. Им также подчиняются армии мелких пауков, которые могут уничтожать своим огненным дыханием поселения людей (если ты скажешь мне что армия огнедышащих пауков под предводительством сексуальной дамы-каннибала это не самая офигенная из картинок в твоей голове, я не поверю)




Дзасики-вараси


Еще один призрак в этом списке. У Дзасики-вараси много (подозреваю, настолько же глупо звучащих) имен, разные в разных регионах страны.

Ближайший аналог в русской мифологии – домовые. Дзасики-вараси – духи, похожие на детей, на вид не старше шести лет, селящиеся в домах с большими семьями, чтобы охранять и оберегать от зла, а также призывать в дом удачу. Они могут быть как мальчиками, так и девочками, в коротких цветастых расшитых кимоно, с короткими стрижками или у девочек убранными в хвостик волосами, с румяными лицами и хитрыми глазами (изредка Дзасики-вараси могут предстать перед хозяевами в растрепанном, неухоженном виде, а иногда их черты разобрать вообще очень сложно). Распространено мнение, что лишь хозяйские дети могут видеть этих ёкаев – так трудно найти в истории упоминание о прямой встрече с Дзасики-вараси. Их присутствие часто определяется не по контакту духа с владельцами дома, а по их следам в разных частях дома. Самые первые - цепочка детских следов в пепле или мыльном порошке на татами. Другие признаки их присутствия в доме включают в себя грохотание колес по ночам, шуршание бумаги, кагура – священная музыка Шинто, и, естественно, детские голоса. Дом, в котором проживает этот ёкай, будет часто посещать удача, а дом, из которого такого духа прогнали, будет обречен на упадок, и, в конечном итоге, вымирание. Однако же если дух остается в доме, он будет учить детей своим песням, танцам, играм и считалочкам, составлять компанию одиноким, бесплодным парам и старикам, покинутым взрослыми детьми; в таких случаях люди начинают считать Дзасики-вараси собственным ребенком. Из-за Дзасики-вараси существуют теперь такие традиции, как выставление тарелочек со сладостями на ночь на веранду, дабы подкормить дружелюбных духов, или заложение монеток в фундамент строящегося дома, на удачу. Японцы прикладывают много усилий для поддержания дружелюбной к ёкаям атмосферы в своем доме, а Дзасики-вараси – одни из главных обьектов их внимания.


Уми-бозу


Уми-бозу, что в переводе означает «морской монах», - злой ёкай морей, представляющий огромную опасность для мореплавателей. Неожиданно выплывающие из морских пучин по ночам, Уми-бозу выглядят (к сожалению в разных преданиях они выглядят по-разному, оттого такое расплывчатое описание) как огромные, отдаленно напоминающие человеческие фигуры черные желеобразные массы высотой до десяти метров, обладающие достаточной силой, чтобы легко сломать лодку пополам. Чаще, правда, они опрокидывают лодки, одним ударом посылая матросов в море. Названные так потому, что их круглая голова напоминает остриженную лысину монаха, Уми-бозу всегда выплывают из спокойной воды. Традиционно сразу после появления они просят у экипажа корабля бочку, чтобы черпать ей воду и выливать ее на судно. В этом случае особо сообразительные моряки передают Уми-бозу бочку без дна, чтобы тот замешкался от совершенной бесполезности такого занятия, и это дало бы время кораблю время увернуться и уплыть. Появление Уми-бозу обычно связывают с приближением урагана на море, или просто с надвигающейся массовой истерией на судне, например с такой, как бунт. Современное объяснение появлению Уми-бозу в мифах – одинокие огромные шкваловые волны, иногда появляющиеся в море на беду мореплавателям.




Онмораки




Онмораки являются птицеподобными духами с черным оперением, яркими блестящими глазами и страшными изуродованными лицами, наподобие человеческих посмертных масок. Онмораки рождаются из тел недавно умерших, но еще не погребенных людей, не являясь при этом репрезентативой души умершего – они рождаются из-за того, что над умершим в достаточной степени не служили поминальной молитвы. Они часто появляются возле храмов, обычно, таких, где служат нерадивые монахи. Их главное занятие -  настигать спящих священнослужителей, во сне пугая их биением своих крыльев и криками, подражающими голосу самого монаха. Когда монах просыпается, они исчезают в тенях, посмеиваясь над нерадивой жертвой.


Они





   Они появляются на свет в ходе перерождения души особенно злого человека в одной из многих буддистских альтернатив ада. Они являются одними из наиболее известных представителей пантеона ёкаев – на вид это огромные, огроподобные существа, «выше самого высокого человека», иногда высотой с небольшое здание. Имеется множество разновидностей, но самые типичные – Они с красной либо синей кожей (отсюда в Японской мифологии еще одна распространенная дихтомия синего и красного). Копна всколоченных волос, огромные рога и клыки, напоминающие слоновые бивни, причем по разным источникам у них может быть разное количество как рогов, так и клыков, пальцев или даже конечностей.  Одеты, как правило, только в набедренные повязки из шкур различных опасных животных – тигров или львов, к примеру. После рождения они подчиняются различным авторитетным демонам ада, становясь их слугами. Они чаще всего изображаются орудующими зло-оо-ой магией, либо со стальными или деревянными дубинами, которыми они убивают людей просто ради забавы, или в ходе карательной работы в своем аду. В работу Они входят такие приятные занятия, как медленно снимать шкуры с людей, крошить кости, загонять иглы в глаза и под ногти, или же просто забивать мертвых до второй смерти. Ад заполонен Они, и они в основном являются рядовыми в его легионах. В редких случаях простой японец может быть настолько бесчеловечен и отвратителен, что перерождение происходит еще до смерти, на земле, и это значит, что всем его соседям в общем крышка.

Рокурокуби







*К сожалению заметки о Рокурокуби не могут быть представлены по причинам личного характера. - прим. ред.*

                                                                                       Мария Меламед (с)

Tags: дочь
Subscribe

  • Ёкаи в японской мифологии

    Эти маленькие обзоры моя дочь Мария написала для подруги, поэтому в них встречаются личные обращения. Они не мешают, потому я их оставила. Это…

  • (no subject)

    Мария впервые на Невском.

  • прибежали в избу дети

    Вечеряем с Марией за неторопливой беседой. Когда я с тобой говорю, - заявляет Мария, у меня потом либо очень хорошее настроение, либо совершенно…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments